Фотокерамика
Попробуй сделать сам, но лучше,
не трать силы в пустую, а получи
специальность
J
Фотография на фарфоре (фотокерамика)
Для получения изображений на фарфоре и фаянсе используют свойство некоторых липких веществ
терять свою липкость при воздействии на них света если полить пластину составом, содержащим такие
липкие вещества, и после просушки экспонировать её под диапозитивом, то под "светами" диапозитива
светочувствительный слой от действия света потеряет свойственную ему липкость; в местах не
подвергнувшихся действию света, светочувствительный слой остается липким.
Порошок керамической краски, нанесенный на такую пластину, пристанет только к тем участкам
изображения, которые остались липкими, т.е. к "теням", на пластине получится позитивное изображение.
Пленку с этим изображением переносят на фарфоровый предмет и подвергают обжигу в электрической
муфельной печи. При этом керамические краски вплавляются в поверхностный слой фарфора и
спекаются с ним, создавая изображение.
Этот способ получения фотографических изображений называют методом запыления.
Метод запыления
Работы по этому методу производятся в следующем порядке:
приготовление светочувствительного хромового раствора;
полив пластин хромовыми растворами;
копирование на хромированных пластинах;
проявление хромо копий;
перенос изображения на фарфоровое изделие;
ретушь изображения.
Светочувствительный хромовый раствор приготовляют из двухромовокислого калия или аммония с
пленкообразующими коллоидными и другими веществами (кровяной альбумин, декстрин, яичный белок,
рыбий клей, гуммиарабик, мед, глюкоза и сахар). Правильный состав и метод приготовления имеют
большое значение для получения полноценного полутонового изображения.
Необходимо знать, что двухромовокислый калий дает мягкие отпечатки; двухромовокислый аммоний -
контрастное изображение.
Двухромовокислый калий применяют при плотных и контрастных диапозитивах. Двухромовокислый
аммоний используют при мягких и вялых диапозитивах.
Растворы с высоким содержанием хромовой соли работают мягко. Избыток хромовой соли вызывает
выкристаллизовывание соли на поверхности светочувствительного слоя.
Слабые растворы значительно увеличивают контраст. Чем больше в растворе пленкообразующих
веществ, тем большее количество требуется хромовой соли. Лучшим из клеящих веществ, идущих на
светочувствительный состав, является гуммиарабик и декстрин.
Добавки мёда, сахара и глицерина препятствуют образованию корочки на поверхности
светочувствительного слоя и способствуют лучшему приставанию порошка керамической краски.
 
Светочувствительные растворы:
 
    I. Вода дистиллированная 100 см.куб.
    Нашатырный спирт 5 см. куб.
    Яичный белок (взбитый и отстоявшийся) 20 см.куб.
    Рыбий клей (10%-ный раствор) 20 см.куб
    Глюкоза 40 г.
    Двухромовокислый аммоний 2 г.
 
        II. Вода дистиллированная 100 см.куб.
        Белок яичный 20 см.куб.
        Мед 15 см.куб.
        Двухромовокислый аммоний 2 г.
 
            III. Вода дистиллированная 100 см.куб.
            Декстрин 4 г.
            Сахар 5 г.
            Двухромовокислый аммоний 2 г.
            Глицерин 2-8 капель
 
Растворы 1 и 2 не нагревать.
 
Подготовка стеклянной пластины
Стеклянная пластина является временной подложкой для получения светочувствительной плёнки,
которую экспонируют, запудривают и переносят на фарфоровый предмет.
Перед поливом стекло помещают на полчаса в следующий раствор:
 
Вода 1000 см.куб.
Соляная кислота 100 см.куб.
Двухромовокислый калий 10 г.
 
Стекло вынимают из раствора, споласкивают водой и протирают хорошо простиранной тряпкой. На
чистое стекло наносят несколько капель глицерина и смазывают им всю поверхность пластины.
Полив производят, сливая первую порцию светочувствительного состава. После второго полива и слива
его избытка пластину сушат на вращающемся диске, заменяющем центрифугу. Для ускорения сушки
можно использовать подогрев с помощью отражателя со спиральным нагревательным элементом.
Следует иметь в виду, что сырая хромовая эмульсия мало чувствительна к свету, но в сухом состоянии
ее светочувствительность повышается и становится равной чувствительности дневной фотографической
бумаги. Теплая пластина светочувствительней холодной. При любом методе сушки температура не
должна превышать 45 *С.
Перегретая пластина теряет полностью светочувствительность.
Сухую теплую пластину закладывают вместе с диапозитивом в прочную копировальную рамку. Закладку
производят при оранжевом или затемненном свете.
Печатают при свете мощных ламп накаливания или дуговой лампы. При печати необходимо следить,
чтобы не перегреть светочувствительную пленку. Недодержка дает непоправимый брак, передержка же
может быть исправлена при проявлении. Правильную экспозицию выбирают опытным путем.
Светочувствительный слой гигроскопичен, поэтому в сырую погоду перед проявлением пластину
следует слегка подогреть. Теплая пластина в холодном помещении не запотевает; холодная пластина,
перенесенная в теплое помещение, слегка запотевает.
Запыление, или "проявление", пластины
"Проявление" производят при оранжевом свете. Экспонированную пластины помещают на толстое
стекло, камень или кусок металла для охлаждения, так как проявлять можно только остывшую пластину.
Под пластину при проявлении подкладывают лист белой бумаги, чтобы лучше можно было видеть ход
проявления. Для проявления применяют мягкую кисть или, в крайнем случае, ватный тампон. Кистью или
тампоном с тончайшим порошком керамической краски кругообразными движениями проводят по
пластине. В очень сухих помещениях необходимо пол обильно полить водой или повесить мокрую
простыню, чтобы увлажнить воздух. Помогает также повторное помещение пластины на холодный
камень или металл. Теневые места изображения появляются на пластине в первую очередь, далее
следуют полутона; света можно разглядеть только в конце проявления.
Изображение следует слегка перепроявить, так как при обжиге краски несколько "сдают". Полноту
проявления проверяют, рассматривая изображение на просвет и подложив под него матовое стекло.
Излишки керамической краски удаляют с пластины сухой мягкой кистью.
Полностью проявленную пластину поливают 2%-ным раствором коллодия. После просушки пленку
коллодия подрезают с трех сторон и помещают в ванну следующего состава.
 
Вода 1000 см.куб.
Бура 25 г.
Едкий натрий 10 г.
 
В этой ванне пластину держат до тех пор, пока пленка не начнет отставать от стекла. При этом избыток
хромовой соли переходит в раствор. Пленку ополаскивают в кипяченой остуженной воде для
окончательного удаления следов хрома и едкого натрия.
Перенос изображения на фарфоровое изделие
Фарфоровый предмет, на который производят перенос изображения, помещают в сосуд с остуженной
кипяченой водой, подкисленной уксусной кислотой.
Четвертую, необрезанную, сторону пленки обрезают, и пленку помещают на лист бумаги. Под водой
пленку накладывают на фарфоровое изделие коллодийной стороной на поверхность фарфора. С помощью
кисточки осторожно расправляют пленку на фарфоровом предмете. Высушенную пленку ретушируют
керамической краской, затертой на скипидаре.
Для выравнивания краев изображения его обычно обводят рамкой с помощью краски со скипидаром.
Пленку можно также наложить на фарфор не коллодийной стороной, а эмульсионной.
Несколько иной принцип работы, также основанный на методе запыления,
заключается в следующем.
Светочувствительный состав приготовляют по рецепту:
 
Вода 100 см.куб.
Яичный белок 10 г.
Гуммиарабик 15 г.
Сахар 5 г.
Двухромовокислый аммоний 2 г.
Аммиак 5 см.куб. (до перехода окраски раствора из оранжевой в соломенно-желтую)
 
Покрытую светочувствительной эмульсией пластину экспонируют, как обычно, под диапозитивом.
Полученный позитив покрывают слоем лака следующего состава:
 
Хлороформ 75 г.
Бензол 25 г.
Еловая смолка (серка) 2 г.
Льняная олифа (натуральная) 2 г.
 
Избыток лака сливают с пластины и покрывают ее керамической краской; краску разравнивают, и избыток
удаляют. Далее пластину покрывают 2%-ным раствором коллодия и просушивают. Проявление
производят в воде, смачивая пластину мокрой ватой. При этом из пленки удаляется избыток хромовой
соли: незадубленный коллоид сходит с пластины вместе с частью керамической краски, образуя при этом
изображение.
Кроме солей хрома, для получения фотографических изображений на фарфоре используют также
светочувствительные свойства хлорного железа; последнее от действия света приобретает свойство
гигроскопичности.
Работу производят следующим образом. Чистую стеклянную пластину обливают 2%-ным раствором
коллодия. Пока пленка еще полностью не высохла и находится в полусыром состоянии, ее погружают на
2 - 3 мин в очуствляющий раствор:
 
Вода 100 см. куб.
Хлорное железо 10 г.
Виннокаменная кислота 4-5 г.
Глицерин 1 г. (при сухой погоде)
 
После просушки очувствленную пластину экспонируют под негативом. Экспозиция примерно такая же,
как при работе с хромовыми эмульсиями. Следует учесть, что передержка в этом случае дает
изображение с заваленными полутонами.
После печати пластину проявляют керамической краской, как это было уже описано в первом случае, и
покрывают слоем резинового клея, после чего пленку с трех сторон подрезают лезвием бритвы и вместе
с фарфоровым предметом помещают в сосуд с водой, подкисленной уксусной кислотой, где обрезают
четвертую сторону пленки и переносят на фарфор.
Кроме перечисленных выше распространенных способов получения изображений на фарфоре, приводим
еще один простой прием фотокерамики.
Крепкую непроклеенную бумагу покрывают светочувствительным слоем:
 
Вода 100 см. куб.
Лимонноаммиачное железо 20 г.
Хлорное железо 5 г.
Сахар 5 г.
Пшеничный крахмал 7-10 г.
 
Раствор нагревают до образования однородного, без комков, светочувствительного клейстера;
последний протирают через двойной слой марли, покрывают им бумагу и сушат ее в темноте.
Очувствленную бумагу экспонируют под негативом и, слегка увлажнив ее паром или дыханием,
проявляют керамической краской. Фарфоровый предмет покрывают 3%-ным раствором еловой серки в
серном эфире.
Проявленный отпечаток накладывают эмульсионной стороной на покрытый лаком фарфоровый предмет,
разглаживают бумагу так, чтобы она без складок и пузырей расположилась на фарфоре; далее бумажную
подложку увлажняют теплой водой, при этом бумага отходит, а изображение остается на фарфоре. После
этого следует обжиг.
Обжиг декорированных фарфоровых изделий
Для обжига пользуются муфельными печами.
Обычно обжиг керамических фотоизображений производят при температуре не выше 900 С. для нагрева
до этой температуры приспособлены имеющиеся в продаже муфельные печи. Эти печи оборудованы
реостатами или датчиками, позволяющими регулировать температуру. При загрузке подлежащих обжигу
предметов температуру сначала держат невысокой и постепенно ее повышают, доводя до предельной
для этого вида печей (800 - 900*С).
По достижении нужной температуры предмет оставляют в печи на 30 мин., после чего печь выключают и
предметам дают медленно остыть.
В некоторых случаях обожженную вещь вторично ретушируют и обжиг повторяют.
 
Используются технологии uCoz